1. *
  2. *
 

  1. *
  2. *
 

Бензин  – это основной вид топлива для двигателей внутреннего сгорания, получаемый в результате перегонки нефти и её дальнейшей химической очистки. По химическому составу бензин состоит из углеводородов с высокой температурой кипения. В настоящее время широко используется, как горючее, и как растворитель лаков и красок применяемый в строительной отрасли.

Свойства и применение

Легковоспламеняющиеся  жидкости, в основном они бесцветные или слегка желтые (при отсутствии специальных добавок, имеющие плотность 700-780 кг/м³.)

Бензины имеют высокую испаряемость, и температуру вспышки в пределах 20-40 градусов по Цельсию. Температура кипения бензинов находится в интервале от 30 до 200 °C. Температура застывания — ниже минус 60 градусов. При сгорании бензинов образуется вода и углекислый газ. При концентрациях паров в воздухе 70—120 г/м³ образуются взрывчатые смеси.

Автомобильные бензины в соответствии со своими  физико-химическими характеристиками должны обладать следующими свойствами:

  • Однородность смеси;
  • Плотность топлива  при +20 °С должна составлять 690…750 кг/м³;
  • Небольшую вязкость – при  ее увеличении затрудняется прохождение  топлива через жиклеры, что ведет к обеднению смеси. Вязкость в значительной степени зависит от  внешней температуры. При изменении температуры от +40 до —40 °С расход бензина через жиклер меняется на 20…30%;
  • Испаряемость — способность  вещества переходить из жидкого состояния в газообразное. Автомобильные бензины должны обладать такой испаряемостью, чтобы обеспечивались легкий пуск двигателя (особенно зимой), его быстрый прогрев, полное сгорание топлива, а также исключалось образование паровых пробок в топливной системе;
  • Давление насыщенных паров — чем выше давление паров при испарении топлива в замкнутом пространстве, тем интенсивнее процесс их конденсации. Стандартом ограничивается верхний предел давления паров летом — до 670 ГПа и зимой — от 670 до 930 ГПа. Бензины с более высоким давлением склонны к образованию паровых пробок, при их использовании снижается наполнение цилиндров и теряется мощность двигателя, увеличиваются потери от испарения при хранении в баках автомобилей и на складах;
  • Низкотемпературные свойства — способность бензина выдерживать низкие температуры;
  • Сгорание бензина. Под «сгоранием» применительно к автомобильным двигателям понимают быструю реакцию взаимодействия углеводородов топлива с кислородом воздуха с выделением значительного количества тепла. Температура паров при горении достигает 1500…2400 °С.

Октановое число

Для улучшения эксплуатационных качеств  бензинов производители повышают их октановое число. Это делается  путем добавления к бензинам некоторых высокооктановых компонентов.

Октановое число – наиболее важная характеристика эксплуатационных качеств бензина. Если октановое число бензина равно 95, то это означает, что он детонирует как смесь 95% изооктана и 5% гептана. Октановое число бензина после первичной перегонки нефти обычно не превышает 70. Поэтому для повышения качества низкосортных бензинов помимо компаундирования используют антидетонаторы

Марки и технические характеристики автомобильных бензинов (ГОСТ 2084–77)

Показатели

А-72

А-76

неэтил.

А-76 этил.

АИ-91 

АИ-93

АИ-95

Детонационная стойкость: октановое число, не менее:

моторный метод

72

76

76

82,5

85

85

исследовательский метод

Не нормируется

91

93

95

Массовое содержание свинца, г/дм3, не более

0,013

0,013

0,17

0,013

0,013

0,013

Фракционный состав: температура начала перегонки бензина, °С, не ниже:

летнего

35

35

35

35

35

30

зимнего

Не нормируется

10 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:

летнего

70

70

70

70

70

75

зимнего

55

55

55

55

55

55

50 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:

летнего

115

115

115

115

115

120

зимнего

100

100

100

100

100

105

90 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:

летнего

180

180

180

180

180

180

зимнего

160

160

160

160

160

160

Конец кипения бензина, °С, не выше:

летнего

195

195

195

205

205

205

зимнего

185

185

185

195

195

195

Остаток в колбе, %, не более

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Остаток и потери, %, не более

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

Давление насыщенных паров бензина, кПа:

летнего, не более

66,7

66,7

66,7

66,7

66,7

66,7

зимнего

66,7-93,3

66,7-93,3

66,7-93,3

66,7-93,3

66,7-93,3

66,7-93,3

Кислотность, мг КОН/100 см3, не более

3,0

1,0

3,0

3,0

0,8

2,0

Содержание фактических смол, мг/100см3, не более:

на месте производства

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

на месте потребления

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

Индукционный период на месте производства бензина, мин, не менее

600

1200

900

900

1200

900

Массовая доля серы, %, не более

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

Цвет

-

-

Желтый

-

-

-

Интересно

Бензин – это слово известно в русском языке с середины XIX в. В словарях появляется с 1880 г. как «жидкость, получаемая от каменноугольного дегтя». Заимствовано из французского или немецкого и восходит к позднелатинскому ботаническому benzoe и арабскому lu ban.